Оглавление

 ЧастьI
Вступление
1. Благотворительность русского купечества.
2. Династия Елисеевых.
3. Благотворительная деятельность семьи Елисеевых.
4. Васильевский остров. История застройки участка.
5. Приложение 1. Планы.
6. Приложение 2.
7. История бесплатной женской рукодельно-хозяйственной школы имени А.Г.Елисеева.

Часть II
Вступление
1. Основные принципы реорганизации системы образования в постреволюционное время.
2. Детский Дом. Школа. Предвоенный период (1918-1938 гг.)
3. Школав 1938-1941 гг.
4. 24-я школа в годы блокады Ленинграда 1941 -1945 гг.
5. Послевоенный период школы № 24 1945-1960 гг.
6. Школа с преподаванием отдельных предметов на английском языке 1960-1975 гг.
7. От школы до гимназии 1976-2007 гг.
8. Гимназия сегодня 2007-2010 гг.

Заключение
Приложения:
1. Педагоги и ученики
2. Школьный музей
3. Вокально-инструментальный ансамбль «Синкопа» Шляхтов В.И., Шляхтова Л.А.
4. «Три Веры» (из воспоминаний Рудневой Е.В.)
5. Из воспоминаний Елютиной Е.А.

6. Нина Александровна Кирсанова
7. Владимир Александрович Шаталов
8. Выпускники 24-й школы и гимназии, награжденные «Золотыми» и «Серебряными» медалями
9. Все директоры

Список использованной литературы



Приложение 4
Из воспоминаний Рудневой Е.В., завуча и учителя начальных классов 24-й школы
«Три Веры»


Вечером зазвонил телефон. Валентин Фаддеевич Помарнацкий, преподаватель истории, сообщил ошеломляющую новость: нашей школе исполняется 100 лет, школе, в которой прошли лучшие годы моего педагогического труда, в которой прошли лучшие годы моей жизни. Конечно, время стерло многое из памяти, но наилучшие воспоминания преследовали меня не один день.
На всю жизнь я запомнила 3 июля 1945 года: город встречал воинов-победителей Ленинградского фронта. Усталые, но счастливые шли бойцы по центральным проспектам, шли с букетами цветов, которыми были усыпаны улицы. Играли оркестры, пели песни, танцевали, обнимались, целовались, знакомились, обменивались адресами. Народ ликовал.
Три подружки-студентки Ленинградского Педагогического училища имени Н.А.Некрасова стояли на углу Среднего проспекта и 4-ой линии Васильевского острова и радостно наблюдали за происходящим.
Мы стояли у стены дома. Фасад здания внушал почтение. Я машинально прочла: "Мужская средняя школа № 24 имени И.А.Крылова. Василеостровский отдел народного образования». Об этой школе я ничего не знала, не возникло никакого предчувствия, что школа станет моей на многие годы, что именно в ней я встречусь с великолепными людьми, большинство которых станут моими друзьями, что именно здесь будет очень много дорогих мне и очень любимых учеников, именно здесь я поняла, что правильно сделала свой выбор, став учителем; счастлива, что этой работе отдала жизнь. Главная моя школа № 24. Но все это потом.
А при распределении я попала в 30-ю мужскую, в 3-в, с сорока восемью переростками. Был 1947 год. Разочаровалась в работе с первых же дней и твердо решила, что учителя из меня не получится. Так бы и случилось, если бы не неожиданная встреча с директором Верой Андреевной Нечаевой, у которой до войны училась сама. Узнав о моих намерениях навсегда покинуть школу, она предложила начать все сначала и пригласила на работу к себе в 28 женскую школу, доверив мне 49 очаровательных девчушек 2-го класса. Я благодарна Вере Андреевне и коллективу за кропотливую работу с молодыми, начинающими учителями, а их там было много. Мы прошли хорошую школу содержательных педагогических советов, нас продолжали учить на
141

методических объединениях, на открытых уроках, мы сами принимали студентов ЛГПИ им.Герцена и руководили в своих классах их практикой. Директор предложила мне систематически посещать уроки русского языка и литературы Васильковской Клавдии Ивановны, необычайного, редкостного учителя.
После окончания курсов, в ИУУ меня перевели на работу в средние классы. Вера Андреевна настояла на моем поступлении в ЛГПИ имени Герцена где я закончила вечернее отделение. Она же рекомендовала направить в командировку за границу для работы в школе при посольстве в Венгрии, куда мы уехали вместе с мужем, учителем химии и биологии 28 школы. В создании нашей семьи Вера Андреевна приняла определенное участие. Я ей за все очень благодарна. Это была мой первый директор Вера.
После окончания командировки вернуться в 28-ю школу я не смогла: не было вакансий. Вера Андреевна хлопотала об открытии для меня класса, но разрешения не получила.
РОНО и Исполком направили в 24-ю школу для переговоров с директором. О школе были скудные представления. Знала, что 24-я работала во время войны. В школе был сильный коллектив учителей. В 1944 году было присвоено имя Ивана Андреевича Крылова в связи со 100-летием со дня его смерти. (Последние дни он провел в доме на 1-ой линии.) Будучи мужскими24-я и 30-я соперничали, временами обгоняя друг друга по разным показателям. Обе школы в городе считались лучшими.
У входа была уже другая вывеска: «Средняя школа № 24 имени И.А. Крылова с преподаванием ряда предметов на английском языке».
Работая за границей, я и не знала, что в Ленинграде открылись специализированные школы. Вошла в темный и мрачный коридор 1-го этажа, а наверх вела великолепная светлая лестница, приглашая в храм науки.
Кабинет директора оказался небольшим и очень скромным. За столом сидела весьма представительная дама с прекрасным умным лицом, строгая, немного суровая. Из короткой беседы мне показалось, что пришлась не ко двору, но документы попросили оставить и назначили время для окончательного разговора. Столь холодный прием утвердил меня в том, что на работу в эту школу я не пойду. В назначенный день я пришла за документами и увидела совершенно другого человека: директор улыбалась, была приветлива, любезна", доброжелательна и на мои слова, что я пришла взять обратно документы, сообщила, что с 25 августа 1953 года я учитель школы № 24.
Вторым моим директором Верой стала Беглова Вера Афанасьевна.
Меня очень интересовал коллектив, в котором предстояло работать.
В школе трудилась Кирсанова Нина Александровна, уникальный учитель математики, Герой Социалистического труда, заслуженная учительница
142

школы РСФСР, персональный пенсионер. Родилась Нина Александровна в 1898 году в учительской семье. Восемнадцатилетней девушкой в 1917 году пришла преподавать математику в 24 школу, где и проработала почти 60 лет. Она была главным советником директора постоянно вникала во все области работы школы.
Пять созывов подряд ее избирали депутатом Ленгорсовета. Коммунистом она не была. Постоянно можно было увидеть Нину Александровну на протяжении многих лет в Президиумах очень ответственных совещаний района и города.
Бывшие ученики с уважением и любовью вспоминали ее уроки, эпизоды из школьной жизни, вспоминали о заботливом отношении к мальчишкам военной и послевоенной поры, о ее неутомимой деятельности на благо просвещения, на благо нашей школы и учащихся. Писатель Дружинин посвятил ей небольшую книгу "Учительница первая моя". Последние годы она работала с учениками 4-х классов. Редактор "Учительской газеты" Н.М.Парфенова в некрологе 31 июня 1980 года писала, что "Пример ее неутомимой деятельности воодушевлял и зажигал людей, призывал работать творчески". Сохранилось последнее интервью Нины Александровны, которое она давала пионерке Назаренко Виктории:"Вся моя жизнь связана с 24 средней школой. На моих глазах происходило становление Советской школы; теперь она самая передовая, самая прогрессивная в мире".
В 24 школе в те годы была очень сильная кафедра учителей английского языка. Их было много по количеству (класс делили на 3 группы), а по своей профессиональной подготовке им не было разных. Они считались отличными специалистами: Антипова Зоя Михайловна, Белгородская Евгения Михайловна, Стронин Михаил Федорович, Барышева Фаина Егоровна, Звездина Нина Антоновна, Клушина Евгения Юрьевна, Гусеева Александра Валериановна, Фролова Ия Сергеевна, Абухович Алла Сергеевна, Мещерская Софья Николаевна (потомок княжеского рода) и многие другие. Они задавали тон в коллективе, являясь элитарной его частью.
Я помню, как повсюду звучала английская речь. Учителя между собой должны были говорить по-английски. Этого не одобрила другая часть коллектива. Постепенно в учительской, в столовой и других местах присутствия учителей все говорили по-русски. Но все-таки чувствовалось, что преподаватели других предметов невольно были учителями второго плана.
Основная работа в школе проводилась на английском языке: конференции, очень хорошо подготовленные и содержательные вечера, встречи с иностранцами. Их очень много приезжало в те годы. Сопровождали англичан, американцев, датчан и других гостей наши работники Интуриста. Очень часто ученики и учителя посещали Дом Дружбы, откуда постоянно возвращались
143

победителями различных конкурсов. Уже в 8-ом классе ученики свободно владели английским языком.
Организатором внешкольной работы тогда была Кира Владимировна Ингал. Школа была одной из лучших специализированных.
Моей любимой учительницей английского языка была Звездина Нина Антоновна, в полном смысле слова - Звездочка, так ласково мы иногда ее называли. Молодая, невысокого роста красавица, всегда со вкусом одета, энергичная, быстрая, добросовестно относящаяся решительно ко всему. Ребята ее обожали. На уроке она ценила каждую минуту, в быстром темпе чередовались разнообразные виды работы, на смену одним методам приходили другие, в меру использовался наглядный материал. От начала и до конца урока звучала английская речь. Ребята трудились с интересом и добросовестно у талантливой учительницы. Однажды она продолжила работу классного руководителя и в моем классе, довела ребят до выпуска. Ученики постоянно ощущали ее заботу. Вместе с Клушиной Евгенией Юрьевной и Тусеевой Александрой Валериановной они, к сожалению, перешли в 11-ю английскую школу (после ликвидации нашей, как специализированной). Вера Афанасьевна с большим уважением относилась к небольшой группе опытных учителей начальных классов. В коллективе тогда трудилась Лебедева Надежда Геннадьевна. Ее много лет подряд избирали секретарем партийной организации школы, выполняла она и обязанности методиста РОНО и очень заботливо и терпеливо относилась к молодым учителям, тактично анализировала посещенные уроки, давала советы молодежи в школах района. Надежду Геннадьевну очень любили ученики за доброту, ласку, спокойный тон, терпение. Она вела класс, работала в группе продленного дня. Запомнилась навсегда удивительно спокойной, доброжелательной, какой-то удивительно тихой и безотказной в работе учительницей. 6 поздравительном адресе по случаю 55-летия со дня рождения написали: "В продолжение 39 лет, которые Вы посвятили школе, Вы были для учеников и товарищей по работе примером самоотверженной преданности избранному делу, человеком, который видит смысл жизни в труде".
Трудились в те годы Медведева Нина Михайловна, Колдыбаева Агриппина Константиновна, Горшечникова Тамара Михайловна и более молодые учительницы: Папанова Лариса Сергеевна и я, Руднева Елена Васильевна. Работали мы добросовестно, дружно. Ребята в классах были способные, успеваемость высокая. Внеклассная работа была интересной и содержательной для всех трех возрастных групп: октябрят, пионеров и старшеклассников. Пионерская дружина имени Фрунзе и комсомольская организация были лучшими в городе.
144

В средних классах школы преподавали математику Клифус Валентина Рихардовна и Анисимова Валентина Федоровна. У них в трудовой книжке единственная запись: "Средняя школа № 24". Валентина Рихардовна Клифус студенткой проходила практику у Нины Александровны, да так и осталась преподавать математику. По инициативе родителей и их письменному ходатайству, при поддержке администрации школы ей было присвоено звание "Заслуженный учитель школы РСФСР" в 60-е годы. Дружила она с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Каповой Зоей Михайловной, руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы. Самой талантливой учительницей русского языка и литературы была выпускница 28-й школы и ЛГПИ имени Герцена Валентина Николаевна Ивлева. Её уроки были постоянно насыщены интересным и сложным материалом. Ежедневно решался обширный круг вопросов, причём, в довольно быстром темпе. Большой мастер педагогического труда, Валентину Николаевну отличали великолепная профессиональная подготовка, необычайное умение владеть множеством методических приемов, умение применять различные виды работы, удивительно доброжелательное отношение к каждому ученику. Постепенно она становилась учителем учителей, а потом перешла на постоянную работу сначала методистом, а потом стала заведовать кабинетом русского языка в ИУУ. Там она и поныне.
По всей стране развернулась в школах работа по созданию учебных кабинетов. Наша администрация считала это явление временным и особой активности не проявляла, тем более никаких дополнительных ассигнований не намечалось. В школе были кабинеты физики, химии, биологии, мастерские. Остальные классы переоборудовать в кабинеты не торопились.
Одной из первых оборудовала кабинет черчения Орловская Лия Аркадьевна. Был выделен огромный класс на 3-м этаже, куда она очень быстро привезла необходимое оборудование и пособия из института имени Бонч-бруевича. Много своего личного времени, сил, труда школе отдали не только Орловская Л.А., но и Донскова Галина Николаевна, учитель истории в средних классах.
Они возглавляли поочередно партийную организацию и были первыми добросовестными, безотказными помощниками директора Веры Афанасьевны. Их дружба продолжается и поныне.
Свой след в школе оставила и семья Дорожкиных. Ксения Александровна преподавала историю в старших классах и была некоторое время организатором внеклассной работы. Анатолий Ильич вел занятия по начальной военной подготовке. Он оформил военный кабинет, комнату для хранения оружия и в подвале построил тир, которым пользовались многие школы района. Трое их детей учились в 24-й школе. Семью постоянно окружали ученики, а
145

разнообразные стенды заполнялись наградами, благодарностями. Вере Афанасьевне Бегловой удалось добиться капитального ремонта школы, был построен и очень удобный спортивный зал.
Годы капитального ремонта были очень сложными для коллектива. Мы с трудом разместились в бестолковом шестиэтажном доме на 1 -ой линии. (Ныне там факультет журналистики Университета). Неудобств было много. Масса дополнительных трудностей, дополнительной работы выпало и на долю директора школы. Сколько это стоило сил, энергии! Постоянные стрессы. Утешали себя, что все это временно. Но потом поползли слухи, что нам не вернут прежнего здания. Прежнее здание возвратили в наилучшем виде с новой мебелью, но школу с преподаванием ряда предметов на английском языке ликвидировали. 24-я стала обыкновенной средней школой. Вывеску у входа следовало менять.
Вера Афанасьевна очень четко постоянно работала с родительским комитетом и активом родителей, удачно подбирала председателя родительского комитета. Но ни обаятельный и умный председатель Лукин Николай Михайлович, ни высокопоставленные друзья из Гор- и райисполкомов и других вышестоящих организаций не смогли защитить.
Возмущенные родители и коллектив учителей требовали объяснений, как можно было закрыть лучшую школу с талантливыми учениками и прекрасными кадрами? В школу приехали заведующие ГОРОНО и РОНО на встречу с коллективом учителей с заявлением, что деловые качества не идут в счёт, просто ни городу, ни району не нужна специализированная школа. И нас никто не защитил.
18 марта 1974 года в актовом зале собрался весь коллектив. Отмечали 55-летие директора. Участница Великой Отечественной войны, чемпион республики по плаванию, выпускница ЛГПИ им.Герцена прошла в жизни нелегкий путь. Семье времени не оставалось. Все минутки поглощала работа. Вера Афанасьевна приходила в школу первой, а уходила часто последней. Всегда спокойная, ровная, умеющая владеть собой в любых ситуациях, наставляла нас: "В нашей школе никто никогда не должен повышать тон, говорите спокойно".
На юбилей пришло начальство, коллеги-директора. Было много теплых слов, цветы, адреса, подарки. Вечера традиционно были интересными, подготовленными, специально всегда писали сценарий, музыкальное сопровождение. Юбилей был прекрасным, но директор сообщила, что закончит учебный год и уйдёт сразу же на заслуженный отдых. Так и произошло.
На дверях вскоре появилась вывеска:"24-я средняя школа имени И.А. Крылова. Василеостровский РОНО".
146

Среди ленинградцев нового директора для нас не нашлось. Роковая женщина, как мы потом определили, появилась из Кемерово. У неё было очень много планов, особенно по оборудованию кабинетов, но задуманное она не доводила до конца, металась между школьными и служебными делами, последние были вконец запутанными. Коллектив сдавал одну позицию за другой по всем показателям. В школе начались кражи, почти каждый день приносил какую-нибудь беду. Случилось небывалое, чуть не потеряли ребенка, упавшего в пролет лестницы с 3-го этажа. Слава богу, помогли блестящие врачи и вернули мальчишку к жизни. Коллектив лихорадило. В конце августа 1976 года прошел слух, что директора заменят. Верилось с трудом, но слух подтвердился. Роковой даме предложили освободить кабинет директора.
Как-то во время перемены я вышла из своего класса в коридор к ребятам. В сопровождении военрука Дорожкина Анатолия Ильича шла миниатюрная женщина, очень молодая, с красивыми, выразительными черными глазами, копна пушистых длинных волос была затянута в пучок. Она представилась: "Моисеева Вера Николаевна". Я поняла, что это новый директор 24-й школы. Так в мою жизнь вошла мой третий директор Вера.
Первые два года, даже чуть побольше, были для Веры Николаевны сложными. Возникла масса проблем. Монолитного коллектива в школе не было. Учителя работали разные. Одни приходили и уходили но школы, не оставив никакого следа. Ученики очень быстро забывали их имена. Другие учили формально, выполняли обязанности, не светили и не грели. Но были и такие, которые буквально горели на работе, талантливо освещали ученикам путь к приобретению прочных знаний, преподавали интересно и увлекательно, постоянно были в гуще всех событий, происходящих в школе, активно трудились над улучшением всей обстановки. Вот такая часть коллектива и стала опорой для нового директора.
Большой заслугой Веры Николаевны было умение найти, привлечь, пригласить для работы лучших учителей. Так в коллектив пришел необычайно эрудированный, умнейший учитель истории, покоривший старшеклассников блестящими знаниями предмета, остроумием, особой методикой преподавания, в лучшем смысле слова интеллигентнейший человек. Тогда в районе их было два блистательных специалиста: Киршнер Лев Андреевич и Помарнацкий Валентин Фаддеевич. Валентин Фаддеевич дал согласие трудиться в нашем коллективе и стал нашим учителем.
Позднее пришел знаменитый учитель химии Григорьев Борис Борисович. Он совмещал работу в нашей школе с работой инспектора ГОРОНО, пройдя лесенку: учитель химии, директор школы № 10, инспектор РОНО, инспектор ГОРОНО. Его активное участие во всех сторонах работы имело огромное значение для школы.
147

С Верой Николаевной пришел и необыкновенный учитель музыки Шляхтов Валерий Иванович - создатель нескольких ансамблей. Вся школа пела, музыка звучала постоянно. Привыкали к этому новшеству сложно, но вечера, сборы, праздники, встречи музыкально оформлены были на современном высшем уровне.
Я искренне радовалась, когда труд Валерия Ивановича отметили знаком "Отличник народного просвещения РСФСР".
В школу пришло много молодежи. В начальных классах работали молоденькие учительницы, почти все с высшим образованием. Председателем методического объединения была Тихонова Тамара Абрамовна. Молодые талантливые учителя преподавали математику и русский язык. Целиком отдавали себя работе Куликова Наталия Борисовна, Шабанова Зоя Андреевна, Курменева Нина Сергеевна, Анисимова Валентина Федоровна. Русский язык и литературу преподавали Казакова Людмила Борисовна, Надточая Галина Васильевна, Шинякова Наталия Леонидовна. В старших классах литератором работал известнейший педагог Шило Евгений Викторович. Ребята, бывшие ученики, очень благодарны этим учителям и за знания, и за заботу, за умение быть с ними в любую минуту и поддержать своим участием, добротой, сердечностью. С любовью вспоминают они школьные годы, проведенные в 24-ой. Биологами работали Клодус Елена Соломоновна, Филиппова Эльвира Алексеевна. В коллектив пришел географ Юрий Сергеевич Годин. Уроки его были очень интересными. Он умело отбирал сложный, научный материал и доступно излагал детям. Уроки проходили живо, при активном участии учеников. Я искренне жалела, когда он перешел на работу в РОНО инспектором, считая, что для ребят это была потеря.
Уроки физкультуры вели сначала Тищенко Фаина Тимофеевна, а потом Теселько Маргарита Алексеевна и Циммерман Сергей Павлович. Это опытные учителя. Сергей Павлович отлично играл на пианино. Спортивные упражнения сопровождались музыкальным оформлением. Его уроки были открытыми для всех коллег города и учителя приезжали к Сергею Павловичу учиться.
Военное дело в те годы преподавал безотказный Леонтьев Константин Александрович, добросовестнейший человек.
Коллектив кафедры учителей английского языка значительно уменьшился. Основной и надежной учительницей стала Качалина Елена Ивановна. Она и направляла всю работу, пока и другие учителя английского языка не остались в школе для постоянной работы.
Я очень ценила пионервожатую Ольгу Львовну Чаховскую и организатора внеклассной работы Филиппову Эльвиру Алексеевну.
Чего только они не планировали, чего только не проводили! Ребятам в школе было интересно. После уроков продолжалась большая содержательная
148

работа. Занят огромный актив. У школьников остались великолепные воспоминания.
Конечно, не все в те годы было гладко, безошибочно, бесконфликтно, Но память человеческая хороша тем, что запоминается лучше эффектное, удачное, радостное, доброе, хорошее. А доброго и хорошего коллектив сделал очень много. Честные, добросовестные и ответственные труженики.
Так постепенно рождался монолитный, сильнейший коллектив единомышленников.
Этот успех школе обеспечила директор, умело подбирая кадры, освобождаясь от строптивых и случайных учителей. Ушла из школы, проработав два года, и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Совершенно неожиданно Вера Николаевна предложила не занять это место, мотивируя тем, что хорошо знаю работу школы, более десяти лет являясь председателем месткома. Почему-то я особенно и не задумывалась, а почти сразу дала согласие, видимо, до конца не представляла объема работы и ответственности. Но в дальнейшем ни разу не пожалела и работала с удовольствием.
Меня всегда поражало умение Веры Николаевны качественно делать сразу несколько дел: она моментально решала по телефону многие сложные вопросы, в это же время в кабинете вела беседу с посетителями, умудряясь тут же записывать какие-то соображения. Причем, все происходило быстро и не требовало переделки.
Умнейший человек, талантливейший организатор и руководитель, необычайно энергичная, настойчивая в решении всевозможных проблем Вера Николаевна с первых дней работы принялась за оборудование и оформление кабинетов. К этой перестройке были привлечены все сотрудники. По каждому кабинету был составлен план. Принимали участие родители, чем-то помогли шефы. Приобретались различные пособия, мебель, роскошные шелковые занавески, разнообразное оформление. Сколько было сделано!
Я помню, какой труд был вложен директором в оформление кабинета профориентации. Он возник в Василеостровском районе первым, а знакомиться с ним приезжали администрация школ и учителя со всего города. Там мы проводили педагогические советы, производственные совещания, встречи с учеными.
Мы всегда стремились, чтобы собрания учителей носили научный характер. Помогли директорские курсы, которые с Верой Николаевной закончили поочередно друг за другом. На годичных курсах мы познакомились с научными работниками ЛГПИ им.Герцена Любицыной Марией Изотовной, Куценко Виктором Григорьевичем, Липниным Владимиром Наумовичем. Мария Изотовна несколько лет подряд выступала на педагогических советах с запросами
149

современных достижений педагогической науки. Проводили и кустовые педагогические советы с коллективами соседних школ, обменивались опытом работы. Старались использовать новые формы проведения педагогических советов.
В школе были хорошие мастерские. Еще Тюриков Евгений Леонидович
собрал много инструментов, приобрел станки для выполнения программного
материала. Мастерские засияли при Мельникове Александре Борисовиче.
Каждый инструмент, прибор, предмет при нем нашел свое место. В мастерских
было просторно, чисто. Мальчики занимались с интересом. Мельникова
Александра Борисовича вспоминают до сих пор. Он уехал работать за границу и
в школу больше не вернулся.
Кабинет домоводства достиг совершенства при Антиповой Нине Павловне. Она преподавала интересно. Многому учила девочек. Кабинет был оформлен с большим вкусом, обставлен современной мебелью. Украшали кабинет и керамические плитки. Смотр кабинетов проводился регулярно.
Но главная заслуга в оформлении и оборудовании кабинетов принадлежала бесспорно Вере Николаевне.
Школа славится своими учениками. Достойно трудятся в городе и в стране, а теперь и за рубежом ее выпускники.
Золотых и серебряных медалистов каждый год было больше, чем в остальных школах Василеостровского района.
Многие бывшие ученики собирались на традиционные встречи.
Несколько раз в школу приезжал летчик-космонавт Владимир Александрович Шаталов. Впервые он приезжал, когда еще была жива его первая учительница Короткевич Нина Владимировна. Учился он в школе до войны, в 1941 году закончил 6-й класс. В его книге "Трудные дороги космоса" я нашла воспоминания о школе: "Учился я хорошо, но в общественной работе, мягко говоря, не отличался. Как-то неинтересно было. В пионерском отряде заправляли делами одни девчонки".
В дни его приезда к школе подойти было невозможно: стояли толпы народа. Самый грандиозный прием организовала Вера Николаевна, пригласив телевидение. Режиссер Белоконь создал фильм о пребывании героя-космонавта в своей родной школе. Встреча происходила в прекрасном спортивном зале, который был празднично оформлен. Выстроились все ученики. Космонавта встретили громом аплодисментов. Этот приезд запомнился всем на всю жизнь. Выступал он перед ребятами просто и проникновенно, вспомнил свои школьные годы, рассказал о достижениях космонавтики, кропотливой и ответственной работе своих товарищей. В этот день вместе с сыном и внуком обошел все классы, все кабинеты школы, увиденным остался доволен. Школа ему очень понравилась. Он высоко оценил работу коллектива и директора.
150

Мы решили добиться переименования дружины. Дело оказалось непростым. Дяди и тети из Совета городской пионерской организации препятствовали. Они рекомендовали осуществить сначала многолетний план по изучению имени космонавта. Но решилось все буквально в один день. Более дальновидные и умные дяди, приехавшие, кажется, из горкома, сообщили решение, что дружине изменено название. Отныне она стала дружиной имени Владимира Александровича Шаталова, имени нашего ученика, героя-космонавта.
Это сообщение ребята встретили с необычайной радостью, а директор школы начала кропотливую работу по созданию в школе музея. Сначала все было на энтузиазме, позже оказали некоторую помощь. Трудностей по сбору материала было много. А потом монтаж, оформление. Несмотря на сложности, музей был создан.
Несомненно, школа славится своими учениками.
Воспоминания, воспоминания, они бесконечны, но когда-то следует остановиться.
После достижения пенсионного возраста в школе я проработала еще 2 года. Серьёзно заболел муж, суток не хватало. Я поняла, что необходимо уйти, пришло время, но жизни без школы, без учеников, без 1-го сентября не представляла. Об этом в перерыве директорского совещания поделилась с сидящей рядом Иовлевой Эльвирой Васильевной, директором 30-й школы. Она поддержала решение об уходе и попросила выручить, пару месяцев поработать в ее школе: неожиданно в декрет ушла учительница 3-го класса.
Заявку в РОНО лучше не делать, учителей нет. Эльвира Васильевна обещала в течение 2-х месяцев подыскать замену. Я согласилась и 31 августа 1984 года, когда мой коллектив собирался на педагогический совет, посвященный началу учебного года, я незаметно ушла из школы, ушла навсегда. Без слез этого момента я до сих пор не могу вспоминать. Я ушла из школы, в которой проработала 21 год, прошла путь от учителя начальных классов до заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Ушла из школы, которая оценила мой труд благодарностями, где мне присвоили звание отличника народного просвещения.
В этот же день я появилась в 30-й школе, где так неудачно когда-то начался мой педагогический путь. Два месяца пролетели быстро. Эльвира Васильевна учителя не искала, а я так и продолжаю двенадцатый год работать в начальных классах первой своей школы. Нынче вступила в 49 год. Очень хочется дожить до полувекового юбилея. Но как получится?!
Сердцем своим я в 24-й.
Милая, славная школа! Как хорошо, что ты есть, как хорошо, что ты будешь еще долгие, долгие годы.
151

Еще 100 лет, а то и больше.
Ты великолепна необычайным зданием.
Ты прекрасна своими делами.
Ты неповторима своими традициями.
Ты превосходна своими учениками!
Тебе, родная школа, очень повезло с коллективом учителей, трудившихся в стенах в разное время. В большинстве своем это были добросовестнейшие труженики, интеллигентные, эрудированные, преданные своему делу!
Со столетним юбилеем тебя.
Вера Николаевна работает в гимназии 20-й год. Под ее руководством гимназия неузнаваема. Коллектив в 1994году стал победителем городского конкурса педагогических достижений. Еще ранее Вере Николаевне было присвоено звание заслуженного учителя школы России. Вот какая мой третий директор Вера!
А на дверях школы недавно появилась новая вывеска:
"Россия. Комитет по образованию мэрии Санкт-Петербурга. Гимназия № 24 имени И.А.Крылова".
1995
152
 

в оглавление

 


Приложение 5
Из воспоминаний Елютиной Евгении Алексеевны, учителя начальных классов


«1968 год. Я поступаю на работу в 24-ю школу с углубленным изучением английского языка. Мне предлагают 1 класс и завтра родительское собрание.
Я еще молода, энергична и уже достаточно опытна, так как проработала в системе Василеостровского РОНО 10 лет.
Вера Афанасьевна, директор школы, предупреждает меня, чтобы я не говорила родителям о том, что я «новенькая», так как родители наших учеников весьма требовательны (школа ведь не простая, а английская).
Я получаю 16 класс с совершенно незнакомыми детьми, так как в наборе и комплектовании классов я не участвовала.
Мне очень повезло и с детьми, и с родителями. В классе был очень активный родительский комитет. Самыми активными были Славанская Т.И. и Николаева Г.В. (Тамары Ивановны уже нет с нами, а с Галиной Васильевной мы дружим и сейчас).
Мы устраивали для детей интересные праздники. Осенью и весной ходили в театры, музеи, ездили в парки гулять, а зимой почти каждое воскресенье совершали лыжные прогулки в Токсово или ходили на каток, который находился около к/т «Прибой».
Класс был очень дружный, с высокой успеваемостью. В классе было 6 отличников, и все они закончили школу с медалью. Вот их имена: Славянская Наталья, Мамончикова Елена, Ефремова Екатерина, Коган Юлия, Нечаева Елена и Борисенкова Нина. Последняя заканчивала не нашу школу, но тоже с медалью. Самым шустрым и озорным был Дулашов Рустам. Сейчас он очень хороший врач, работает в родильном доме имени Видемана.
В школе был необыкновенный дружный педагогический коллектив. Запомнились вечера, которые устраивала английская кафедра. В школе работали замечательные учителя: Беглова В.А. - директор, преподаватель английского языка, милейшая женщина, чуткая, добрая, красивая, всегда улыбающаяся. Кирсанова Н.А. - заслуженный учитель математики. Белгородская Е.И., Звездина Н.А. - учителя английского языка; Клифус В.Р., Шабанова З.А. - учителя математики, Строна М.Ф. - зав.кафедрой английского языка и душа всего коллектива Циммерман С.П. - учитель физкультуры, которого очень любили и уважали дети, человек музыкальный, с большим чувством юмора. В физкультурный зал ученики входили под музыку, он сам играл на пианино.
153

Мой класс находился на II этаже, где сейчас висит мемориальная доска: «В этом классе учился летчик-космонавт В.Шаталов».
Запомнился день, когда Шаталов приезжал в нашу школу. Средний проспект был заполнен народом. Шаталов заходил в наш класс, беседовал с ребятами, показывал, за какой партой он сидел.
Время шло. Эти ребята перешли в среднюю школу, а у меня появились новые первоклашки, тоже замечательные ребята, такие как Круглоз Марина, Капитанова Елена, Ельяшевич Иван, Раппопорт Елена, Ланягин Андрей, Магарик Елена, Орлова Наталья, Катькало Валерий и др. Можно долго перечислять. Каждый ребенок чем-нибудь запомнился. Катькало Валера, например, был очень старательным, прилежным учеником. У него был великолепный почерк, тетради без единой помарки. Сейчас Валерий Сергеевич работает в Университете деканом факультета «менеджмент».
Вера Афанасьевна уходит на пенсию, ее место занимает другой директор, но не надолго. Школа из английской становится обычной средней школой.
В 1976 году директором становится Вера Николаевна Моисеева.
Я, сделав 3 выпуска начальной школы, перешла на должность воспитателя ГПД и учителя математики 5-6 классов. Так и работала до 2003-2004 учебного года.
Школа за этот период очень изменилась. В 1993 году получила статус гимназии. В гимназии работают сильные педагоги.
Вера Николаевна - директор гимназии, энергичная, волевая, требовательная, умело руководит педагогическим коллективом. В гимназии чисто, красиво, в классах (в основном начальных) ковры, чтобы дети могли на большой перемене и после уроков поиграть, мягкая мебель, хорошее освещение, много технических средств.
В гимназии два оборудованных спортивных зала, спортивная площадка во дворе.
Во всем чувствуется порядок. В первую очередь, все это благодаря неиссякаемой энергии Веры Николаевны.
А порядок дисциплинирует и детей, и взрослых. Дисциплина, в свою очередь, влияет на качество знаний. Поэтому все наши учащиеся поступают в высшие учебные заведения».
154


 

в оглавление

 

 


1978 год

Золотой медалью награждены


1 . Ефремова Екатерина Кимовна 2. Каган Юлия Борисовна 3. Мамончикова Елена Владимировна 4. Нечаева Елена Борисовна


1979 год

Золотой медалью награжден


1. Бадерных Ольга Александровна


1980год

Золотой медалью награждены


1 . Абкин Александр Давидович 2. Балаховская Инна Эдуардовна 3. Николаева Елена Станислововна


1981 год

Золотой медалью награждены


1. Катькало Валерий Сергеевич 2. Кузянина Ярослава Юрьевна 3. Сабегдаш Дмитрий Николаевич


1983год

Золотой медалью награждены


1 . Велимеев Тахир Адильевич 2. Зайцева Светлана Валентиновна


1984год

Золотой медалью награждены


1 . Ильина Александра Игоревна 2. Сапожникова Татьяна Владимировна


1985 год

Золотой медалью награжден


1 . Ханукаева Дина Мусахановна


165

 

в оглавление

 


Приложение 9
Все директора учебного заведения


1. Якимова Надежда Васильевна, 1893-1897г.г.
2. Якимова Любовь Ивановна, 1898-1918г.г.
3. Богданова Ольга Андреевна, 1919г.
4. Макарова Евгения Арсеньевна, 1918-1919г.г.
5. Николаева Мария Михайловна, 1919-1925г.г.
6. Демин Николай Афиногенович, 1925-1927г.г.
7. Головин Н.К. (имя, отчество установить не удалось), 1927-1931г.г.
8. Мирская (имя, отчество установить не удалось), 1931г.
9. Мельников М.В. (имя, отчество установить не удалось), 1931-1934г.г.
10. Иванов К.И. (имя, отчество установить не удалось), 1934-1938г.г.
11. Польская Нина Васильевна, 1938-1941г.г.
12. Егорова (имя, отчество установить не удалось), с 3 ноября 1941г.
13. Екшурская А.К. (имя, отчество установить не удалось), 1941-1942г.г.
14. Бессонова (имя, отчество установить не удалось), с 16 мая до октября
1942г.г.
15. Егорова (имя, отчество установить не удалось), 3 ноября 1942г. - 30
марта 1943г.
16. Сивкова Александра Иосифовна, 1 апреля 1943г.-август 1943г.
17. Лавренев Ион Алексеевич, 1943-1960г.г.
18. Беглова Вера Афанасьевна, 1960-1974г.г.
19. Кипарисова З.П. (имя, отчество установить не удалось), 1974-1976г.г.
20. Моисеева Вера Николаевна, 1976-2007г.г.
21. Цибизова Ольга Владимировна, 2007 - по настоящее время


 

в оглавление


 

История школьных медалей

История школьных медалей в России начинается в 1828 году с принятием "Устава гимназий и училищ уездных и приходских".

В 1835 году Император Николай Первый «Высочайше утвердил» медаль «За успехи в науках» для мужских гимназий, лицевая сторона которой была украшена государственным гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась «Стоящая Минерва, в левой поднятой руке держащая светильник, а в правой - лавровый венок. У ног ее - сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись - «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ». То есть гимназическое образование в России не считалось достаточным, поскольку надпись «ПРЕУСПЕВШЕМУ» выбивалась только на медалях за окончание университета.

«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов - большая из серебра, и малая из золота - и без серьезных изменений просуществовали до 1917 года.

Золотая медаль мужских гимназий. «Царские» золотые медали действительно делались практически из чистого золота 990-й пробы! Диаметр медали - 32 - 33 мм, вес - 25 - 26 граммов.
Серебряная медаль "Преуспевающему", серебро, диаметр 43 мм. Вручалась выпускникам мужских гимназий. Такой тип вручался до 1880-ых годов.
Серебряная юбилейная медаль "Преуспевающему", выпущенная в честь 300-летия царствования дома Романовых.

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, «отлично» по латинскому и древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам.

Выдавали медали исключительно по успехам, невзирая на статус, даже детям государственных преступников. 29 сентября 1849 года генерал-адъютант граф Орлов подал доклад о разрешении вручить сыну ссыльного Михаилу Волконскому золотую медаль и аттестат с правом вступления в гражданскую службу.

Похожая история позже произошла в Симбирске. Сын инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Ульянова Владимир после казни старшего брата Александра, тоже медалиста, получил золотую медаль с единственной «четверкой» по логике из рук директора Симбирской гимназии Федора Керенского, сын которого Александр позже тоже был удостоен медали, но уже не в Симбирске, а в Ташкенте, куда перевели отца.

А вот медали для гимназисток-отличниц появились в Российской империи значительно позже, только во время царствования Александра Второго (1856-1881 г.г.).

«Женские медали» были двух видов, так как частью гимназий ведало Министерство народного просвещения, а над остальными шефствовала императрица Мария Александровна.

На медалях, которыми ведала императрица, оборотная сторона украшалась венком из лоз и гроздей винограда и надписью «ДОСТОЙНЕЙШИМ из окончивших курс в ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ» да еще «орнаментом из переплетающихся дорожек». На других - опять же стоящая покровительница наук Минерва со светильником и атрибутами наук у ног, но «в легкой тунике» и с надписью «За благонравие и успехи в науках» (гимназии Министерства просвещения). Но на «лице» обоих видов «женских» медалей единообразно выбивались «погрудное профильное изображение» императрицы и надпись «ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА». После смерти августейшей особы шефство над женскими гимназиями приняла супруга Александра Третьего и мать последнего императора Николая Второго Мария Федоровна, и на лицевой стороне золотых медалей стали чеканить уже ее «погрудное профильное изображение».

Серебряная медаль "За благонравие и успехи в науках". Вручалась выпускницам женских гимназий.
Золотая юбилейная медаль "Преуспевающей", выпущенная в честь 300-летия царствования дома Романовых.

В СССР школьные медали введены постановлением СНК СССР за номером 1247 от 30 мая 1945 года. Медали золотые и серебряные изготавливались из золота 583 пробы и серебра 925 пробы соответственно. Медаль представляла собой правильный круг диаметром 32 мм и штамповалась в 16 вариантах для каждой из существовавших в тот момент союзных республик. Надпись "За отличные успехи и примерное поведение" также исполнялась на национальных языках союзных республик.

Первое изменение системы награждения лучших учеников произошло в 1954 году - изменились технические условия производства золотых медалей, их проба была понижена до 375 (уменьшилось количество золота в медали). Серебряные медали остались без изменения.

В 1960 году вводятся новые образцы школьных медалей "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение". Диаметр медалей увеличен до 40 мм, материал изготовления изменен на томпак для золотых медалей и мельхиор для серебряных. Драгметаллы в медалях остались лишь в виде напыления.

В 1968 году награждения серебряной медалью были прекращены.

В 1977 году принята новая Конституция СССР, вслед за ней новые Конституции приняли все республики Союза. У части республик произошли изменения в гербах, что нашло отображение и на гербовых сторонах школьных медалей. Наиболее известный факт - в верхней части герба РСФСР появилась маленькая пятиконечная звездочка.

В 1985 году Совет Министров СССР постановлением от 6 августа реабилитировал серебряную медаль с небольшим изменением - в отличие от золотой слово "отличные" на медали отсутствует.

После того, как СССР прекратил свое существование, в большинстве свежеобразованных государств, в том чмсле в Российской Федерации, введены свои школьные медали. В России известны два типа медалей, переходный 1992 года ("с женщиной") и 1995 года с большим гербом.

Образцы школьных медалей разных лет

Золотая школьная медаль образца 1945 года, золото 583 пробы, диаметр 32мм, 18,1 грамм.
Серебряная школьная медаль образца 1945 года, серебро, диаметр 32 мм.
Золотая школьная медаль образца 1954 года, золото 375 пробы, диаметр 32 мм, 15,5 грамм. Звездочка указывает в начало буквы И.
Серебряная школьная медаль образца 1954 года, серебро, диаметр 32 мм. Звездочка на реверсе указывает в начало буквы И.
Золотая школьная медаль образца 1960 года, позолота, диаметр 40 мм
Серебряная школьная медаль образца 1960 года, серебрение, диаметр 40 мм. Звездочка на реверсе указывает в конец буквы И.
Золотая школьная медаль образца 1977 года, позолота, диаметр 40 мм. В соответствии с новой конституцией РСФСР в верхней части герба появилась пятиконечная звездочка.
Серебряная школьная медаль образца 1985 года, серебрение, диаметр 40 мм.
Золотая школьная медаль образца 1992 года
Серебряная школьная медаль образца 1992 года
Золотая школьная медаль образца 1995 года. Разновидность - Мосштамп, клеймо сверху.
Серебряная школьная медаль образца 1995 года. Разновидность - Мосштамп, клеймо сверху.
Золотая школьная медаль образца 2007 года. Аналогичный дизайн имеет и серебряная медаль образца 2007 года.

Что ждет медаль? С 2009 года ЕГЭ станет единственным способом оценивания образовательных достижений. А медали останутся просто знаками отличия, не дающими льгот при поступлении в вуз. Станут ли ученики и дальше стремиться к ним? Неизвестно...

Утверждено приказом Минобрнауки России
от 9 января 2007 г. №1

Положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей "За особые успехи в учении"

1. Золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении" награждаются независимо от формы получения образования выпускники XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, имеющих свидетельство о государственной аккредитации, а также независимо от формы получения образования выпускники учреждений начального профессионального образования, имеющих свидетельство о государственной аккредитации, получившие соответствующий уровень квалификации и среднее (полное) общее образование.

2. Золотой медалью "За особые успехи в учении" награждаются:

выпускники XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, имеющие полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки "5" по всем предметам и в полном объеме учебного плана для третьей ступени общего образования, и получившие на государственной (итоговой) аттестации отметки "5";

выпускники учреждений начального профессионального образования, аттестованные на соответствующий уровень квалификации по профессии, с одновременным получением среднего (полного) общего образования, имеющие полугодовые, годовые и итоговые отметки "5" по всем предметам за весь курс обучения и сдавшие выпускные экзамены на отметку "5".

3. Серебряной медалью "За особые успехи в учении" награждаются:

выпускники XI(XII) классов общеобразовательных учреждений, имеющие по предметам: в X классе по итогам первого полугодия (триместра) отметки "5" и "4"; по итогам второго полугодия (второго и третьего триместров) отметки "5" и не более двух отметок "4", годовые и итоговые отметки "5" и не более двух отметок "4"; в XI(XII) классах по итогам каждого полугодия (триместра) и годовые отметки "5" и не более двух отметок "4"; на государственной (итоговой) аттестации и в аттестате о среднем (полном) общем образовании итоговые отметки "5" и не более двух отметок "4";

выпускники учреждений начального профессионального образования, получившие соответствующий уровень квалификации и среднее (полное) общее образование, имеющие за время обучения на всех курсах полугодовые, годовые и итоговые отметки "5" и не более чем по двум предметам отметку "4", получившие на выпускных экзаменах отметки "5" и не более двух отметок "4".

4. Решение о награждении выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования золотой и серебряной медалями "За особые успехи в учении" принимается соответственно педагогическим советом общеобразовательного учреждения и советом учреждения начального профессионального образования.

5. Решение педагогического совета общеобразовательного учреждения о награждении выпускников XI(XII) классов золотыми медалями утверждается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, о награждении серебряными медалями - муниципальным органом управления образованием.

6. Решение совета учреждения начального профессионального образования о награждении выпускников золотыми или серебряными медалями утверждается государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации.

7. Решение о награждении медалями выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, производится в соответствии с настоящим Положением и порядком рассмотрения материалов для награждения, устанавливаемым для них этими органами.

8. Выпускникам, награжденным золотой или серебряной медалями "За особые успехи в учении", выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования на бланках соответственно с золотым или серебряным тиснением.

9. Золотая и серебряная медали "За особые успехи в учении" вручаются выпускникам образовательных учреждений в торжественной обстановке вместе с документом государственного образца о соответствующем уровне образования.

 

Описание медалей образца 2007 года

Золотая и серебряная медали "За особые успехи в учении" представляют собой диск диаметром 40 мм с выступающим кантом с обеих сторон.

На лицевой стороне медали (аверсе) посередине - рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, под ним - декоративная лента с эмалью (белого, синего и красного цветов), расположенная по нижней окружности. Над гербом по верхней окружности расположена выпуклая надпись "Российская Федерация".

На оборотной стороне медали (реверсе) посередине расположена выпуклая надпись "За особые успехи в учении". По окружности размещены две пальмовые ветви, перевязанные внизу декоративной лентой.

Золотая медаль имеет золотистый цвет, серебряная - серебристый.

На оборотной стороне (реверсе) медали методом штамповки наносится товарный знак предприятия-изготовителя.

Каждая медаль упаковывается в пластиковый или бархатный футляр.

Рекомендуемые габаритные размеры, толщина покрытия драгоценными металлами и предельные отклонения медалей должны соответствовать следующему:

диаметр 40 мм;

толщина 3 мм;

толщина слоя покрытия золотой медали золотом 2 мкм;

толщина слоя покрытия золотой медали подложка серебром 3 мкм;

толщина слоя покрытия серебряной медали серебром 6 мкм.

источник

в оглавление



Hosted by uCoz